После Второй мировой войны наступила эпоха реактивной морской авиации. Менее взрывоопасное авиационное топливо на основе керосина стало гораздо проще и безопаснее хранить на корабле, но его запасы пришлось увеличить. Посадка первых реактивных самолетов была не сложнее, чем посадка последних типов поршневых истребителей.
Они имели более хороший обзор из кабины, но их замедленная реакция на изменение режима работы двигателя создавала определенные трудности в выполнении точного захода на посадку.
Стратегические авианосцыОдин из путей решения этой проблемы заключался в удлинении посадочной палубы, что требовало увеличения размеров самого авианосца. Соединенные Штаты в то время строили все более крупные авианесущие корабли, но делали это лишь для того, чтобы разместить на них больше самолетов или чтобы расширить возможности авианосцев.
После Второй мировой воины, пытаясь ликвидировать монополию ВВС на применение ядерного оружия, руководство ВМС США стремилось возложить на авианосцы решение таких стратегических задач, как нанесение ядерных ударов.
Однако это требовало размещения на кораблях самолетов большей массы, размеров и радиуса действия. В качестве временной меры компания «Локхид» модифицировала 12 самолетов «Нептун» в вариант Р2У-ЗС, что позволило им нести по одной атомной бомбе Мк1 «Литл Бой» массой 4400 кг и мощностью 14 килотонн.
Эти самолеты взлетали с кораблей только при помощи пороховых ускорителей и не могли садиться на палубу.
С сентября 1949 года в качестве палубных носителей ядерного оружия стали использоваться самолеты АJ-1 «Сэвндж» компании «Норт Америкен». Это были тяжелые и большие машины, которыетребовали усиленной палубы, но уже могли садиться на авианосец и размещаться в его ангаре. АJ-1 был оснащен одним турбореактивным двигателем «Элисон», дополнявшим два мощных поршневых мотора.
Новые разработкиВ 50-е годы XX века были сделаны два наиболее важных изобретения за всю историю авианосцев: угловая палуба и зеркальная посадочная система.
Новый вид палубы появился в результате проведенных англичанами исследований возможности использования истребителей без шасси и гибкой палубы.
Самолеты без шасси могли нести больше средств поражения, но не были способны маневрировать по палубе, поэтому должны были взлетать прямо вперед с носа корабля, а садиться на угловую палубу, расположенную на корме. От гибкой палубы впоследствии отказались, а угловая оказалась очень удобной и для обычных самолетов. Первые эксперименты по использованию угловой палубы были проведены в Великобритании, но именно благодаря ВМС США она сейчас применяется повсеместно.
Зеркальная светотехническая посадочная системаДругим изобретением англичан, впоследствии усовершенствованным американскими ВМС, была зеркальная светотехническая посадочная система. Она представляла собой гиростабилизированное зеркало с расположенными под углом фонарями, которые точно показывали выполнявшему посадку летчику, находится ли он на глиссаде, выше или ниже ее.
Совместное применение угловой палубы и зеркальной системы снизило аварийность на 50 процентов и повысило точность, выполнения посадки, позволив уменьшить количество тросов аэрофинишера с двенадцати до четырех. Вскоре светотехническая посадочная система была усовершенствована, лишившись выпуклого зеркала, а ВМС США начали использовать офицеров визуального управления посадкой из числа наиболее опытных летчиков. которые находились позади палубы и командами по радио оказывали помощь заходящим на посадку самолетам, в то время как внимание выполнявших заход летчиков было сосредоточено на светотехнической системе.
Катапульты
По мере увеличения массы и взлетных скоростей самолетов создавались новые средства обеспечения валета. Во время войны появились воздушно-гидравлические катапульты, а после нее Королевские ВМС стали применять паровые катапульты, которые были настолько мощными, что некоторые самолеты могли взлетать даже с неподвижного авианосца.
Другие усовершенствованияАвианосец ВМС США «Форрестол» объединил в себе все новые разработки. Он имел угловую палубу, четыре паровые катапульты, закрытый ангар английского типа и закрытую носовую часть. Американские авианосцы в то время были оснащены самолетами «Скайуорриор» и «Скайхок», находившимися на боевом дежурстве в соответствии с единым оперативным планом применения стратегических наступательных сил США. Их важная роль в политике стратегического сдерживания определялась еще и тем, что авианосцы могли неожиданно менять свое местоположение.
В начале 60-х годов на авианосцах стали заменять зенитную артиллерию управляемыми ракетами, но еще более значительный этап развития авианесущих кораблей начался с принятием на вооружение ВМС США атомного авианосца «Энтерпрайз». Ядерная главная энергетическая установка (ГЭУ) дала кораблю практически неограниченную дальность и продолжительность плавания, неограниченное количество пара для катапульт, позволила уменьшить размеры надстройки и исключила негативное влияние выпускных газов, которые приводили к коррозии антенн, создавали турбулентность и мешали посадке самолетов. Возросшая стоимость и роль авианосцев привела к повышению важности противовоздушной обороны.
Над решением проблемы посадки все более тяжелых летательных аппаратов на ограниченное пространство полетной палубы работало много людей, и со временем были созданы более сложные устройства повышения подъемной силы самолетов, такие, как двухщелевые закрылки, сдув пограничного слоя и крыло изменяемой стреловидности. Дальнейшее развитие авианосцев было связано с появлением самолетов КВВП.