На старте весь парк сельхозтехники. В лидерах гонки зерноуборочные комбайны: половина дистанции пройдена – в стране убрано почти 60% зерновых. Разгоняется и посевная техника — пятая часть земель под сев озимых уже обработана. На старте гонки за урожаем застряли лишь некоторые – уборка кукурузы, сахарной свеклы, подсолнечника и сои только началась. От скорости, мощности и производительности машин сейчас зависит многое, ведь на кону — рентабельность сельхозгода, говорится в программе Вести «Агробизнес».
«Передовые быстроразвивающиеся хозяйства, которые умеют считать деньги, уже давно покупают российскую технику», — говорит Константин Бабкин, президент Ассоциации «Росагромаш».
Отечественное производство сельхозтехники в первом квартале 2015 года выросло по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 25%. Однако вперед вырвались только зерноуборочные комбайны и полноприводные тракторы. Косилки, сеялки, диски занимали большую долю российского импорта сельхозтехники, который за прошедший год резко притормозил: закупки упали на 31% в натуральном и на 67% — в стоимостном выражении. Самые большие доли на российском рынке потеряли США, Франция, Германия, Италия и Украина.
«Переход с импортной техники на нашу даст прибавку в рентабельности не менее 50% — от полутора до двух раз снижается себестоимость уборки при переходе на наши комбайны», — пояснил управляющий товарной группой ООО «Комбайновый завод Ростсельмаш» Дмитрий Иноземцев.
То, что это можно сделать с помощью новой российской техники подтверждает тест-драйв на международном поле.
Экспорт российской сельхозтехники по итогам первого полугодия 2015 года достиг рекордного значения за всю современную историю поставок техники за рубеж и составил около 4 млрд. рублей – рост в два раза по сравнению с упавшим рынком экспорта в начале прошлого года.
«Мы выдерживаем конкуренцию по производительности машин, чистоте уборки, у нас нет конкурентов в плане цены, а сервис обеспечиваем не хуже, чем в Европе – в пределах 24 часов поставляем любую запчасть», — подчеркнул Александр Мельков, заместитель директора по производству комбайнового завода.
Вдвое больше отечественных машин стали покупать в Казахстане, Монголии и Таджикистане, на 30% больше – в Кыргызстане и Венгрии, сократился лишь экспорт в Беларусь – на 33%. Между тем основными странами поставок стали Франция, Болгария, Турция, Канада, Азербайджан и, что примечательно, Германия (экспорт в эти страны увеличился в 3 раза).
Обеспеченность сельхозпроизводства техникой измеряется количеством единиц на тысячу гектаров. Самые высокие тракторные мощности – в Японии, странах ЕС, Австралии, США и Канаде. Комбайнами лучше всего обеспечены сельхозпредприниматели Германии, США, Дании и Франции. В России эти показатели ниже среднемировых, но емкость рынка велика. На крупнейшем в России заводе по производству комбайнов за последние пять лет ежегодно добавляют 15-20% к оборотам производства. Здесь нет привычных конвейеров: каждая машина как элитный спорткар собирается практически вручную за 3-4 дня. На разработку достойного конкурента зарубежным аналогам требуется около пяти лет и более 20 патентов на изобретения.
«Наша высокоэффективная машина называется TORUM и относится к седьмому классу машин. Мы достигаем лучшей очистки на засоренных хлебах, можем убирать более увлажненные хлеба, и, соответственно, потери зерна из-за этого у нас тоже минимальные. За это нашу технику особенно любят на юге страны – Краснодарцы, особенно те, кто убирает рис», — добавил Александр Мельков.
Еще пять лет требуется на узнавание марки и продвижение за рубежом. Прямо с производственной линии эти комбайны разъезжаются в Казахстан, Беларусь, Украину, несколько десятков уже догоняют конкурентов на американских и канадских полях. Следующий ход – доехать до старта на африканских и азиатских полевых дистанциях. При этом на экспорт комбайны идут исключительно с импортными моторами – без зарубежных деталей российское производство пока обойтись не может.
«Примерно в процентном соотношении 60% — собственного производства, 40% — покупного, в том числе импортного около 15%. В основном это двигатели, гидравлика и ремни», — отметила начальник отдела логистики комбайнового завода Светлана Хохлачева.
За рубежом цена на российские комбайны в среднем на 30% ниже импортных аналогов, а для отечественных сельхозпроизводителей в России – на все 60%. В 2015 году выросли размеры субсидий производителям российской сельхозтехники, а агропредприниматели теперь могут приобретать сельхозтехнику с 25-процентной скидкой, а жители Крымского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов – с 30-процентной.
«Сейчас с каждым годом комбайны все лучше и лучше. В новом комбайне RSM161 кабина комфортабельнее, регулировки удобнее, видно, что для человека сделано. Радует то, что это наш отечественный комбайн», — говорит механизатор Владимир Ефименко.
Между тем до 10% урожая (в пересчете на зерно — до 10 млн тонн) — в такую цифру оцениваются ежегодные потери от изношенности парка российской сельхозетехники. Колею для испытаний новых колес отечественного сельхозавтопрома сегодня задает растущий темп эффективности агропроизводства.